История дзёдо

Янв 29 2013

История образования дзедо восходит своими корнями к рубежу 16 и 17 веков.
На момент встречи двух великих и уже легендарных воинов своего времени, Миямото Мусаси и Мусо Гоносуке.
Первый был и есть непревзойденный мастер меча, проведший более 60 поединков, в которых безоговорочно одержал победу, и, судя по выводам биографов, вынашивающий мысли о «созидающем мече». Проводивший последние свои бои, используя деревянную имитацию меча, выструганную то из весла, то из подвернувшейся в лесу ветки.
Второй, а именно, Мусо Гоносуке был выдающимся мастером боевых искусств, практиковавший со многими видами оружия, но отдававший предпочтение длинной палке (около 180 сантиметров). Каким именно образом встретились эти два мастера в период уже мирного времени (уже пять лет, как прекратились гражданские войны и шел, так называемый, двухсотлетний мир Токугава), никто не может сказать.
Толи сам Мусо Гоносуке искал приключений, и, будучи молод, стремился найти себе соперников по всей Японии, дабы утвердиться в своей непревзойденности, а гонору у него было «хоть отбавляй», толи случайная встреча на узкой дорожке спровоцировала этот поединок. Что вполне возможно.

И именно случайная встреча, так как оба мастера после поединка остались живы…, значит, не для кого из участников этого поединка не было цели уничтожить противника.… Так ли это было или нет, но в результате поражения Мусо Гоносуке, видимо размышляя о своих действиях и действиях победителя, который по некоторым источникам одержал победу обструганной деревянной веткой, лишь в руках мастера напоминавшую меч, удалился в горы. Биографы описывают синтоистский храм на горе Хоман, провинции Фукуока, где исполняя аскезы, медитации и молитвы ввел себя в состояние транса и достиг проблескового просветления. Ему явился дух, который вкратце изложил принципы основ будущего дзюцу, держа в руках круглую изящную палку…
Вернувшись в реальности мира, Мусо Гоносуке вырезал палку, напоминавшую ту, что совсем недавно видел, (она составляла, переведя в метрические измерения, 128 см и диаметром 26 мм, что и по сей день принято стандартом для практики дзедо), и принялся практиковать упражнения, соответствующие недавно слышанным принципам.
Вторая встреча великих мастеров состоялась позже, и победителем в ней вышел весьма измененный духовно мастер Мусо Гоносуке. Но легендарная история утаивает от нас, каким именно образом была одержана победа, в итоге два мастера остались живы, но Миямото Мусаси признал действия оппонента совершенными. Надо сказать, что и в биографии Миямото Мусаси нет факта постыдного поражения, унижающего достоинство мастера. Так или иначе, эта встреча дала возможность утвердиться в правильности понимания тех принципов, которые явились Мусо Гоносуке на горе Хоман.
Дальнейшая жизнь Мусо Гоносуке была связана со службой инструктором боевых искусств в клане Курода, находившегося в северной части острова Кюсю, Им была создана система пяти секретных принципов (уровней), которые и включали в себя техники, известные в дзедо и по сей день. Таким образом на свет появилось выдающееся искусство владения палкой – «Божественный путь дзе мастера Мусо» – «Синто Мусо рю дзедзюцу».
Долгое время система Синто Мусо рю была внутренним тайным искусством клана Курода. Постепенно, каждый последующий глава школы привносил свои изыски, таким образом к 20 веку школу дополнили такие дисциплины как Иттацу рю ходзе дзюцу (искусство связывания), Иккаку рю дзютте дзюцу (кинжал с одним коротким зубом) , Синто рю кен дзюцу (искусство меча), Иссин рю кусаригама (серп и шар на цепи), и тандзе дзюцу (короткая палка).
Следующим, весьма значительным подвижником в распространении Синто Мусо рю по миру, стал выдающийся мастер боевых искусств второй половины 20 века Симидзу Такадзи. Именно он предложил ввести 12 одиночных и парных кихонов, как метод обучения все увеличивающегося количества занимающихся.

Представив их в Токио, содружество мастеров дзедо признало новаторство мастера, после чего их признали и в провинции Фукуока. Количество занимающихся по прежнему росло, и вышло за пределы Японии.
В 1940 году мастер Симидзу становится главой Дай Нихон Дзедо Кай, выбор названия объединения стал официальным переходом от дзедзюцу к дзедо. Также как и в других боевых искусствах мастер Симидзу подразумевал обучение не только техническим премудростям, но и возможность уделять время духовным и философским аспектам в воспитании грядущих поколений.
В 1960 годы при поддержке мастера Симидзу была основана Международная Федерация Дзедо с филиалами во Франции, США и Юго-восточной Азии.
22 июня 1978 года мастер Симидзу умер.

Пересказ истории подготовил
Дмитрий Потехин.

Яндекс.Метрика